Гимн Югорской территориальной энергетической компании
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Направления госполитики в области энергоэффективности и энергосбережения

На заседании, прошедшем в Доме Правительства Российской Федерации 19 октября 2017 г., рассматривались вопросы энергосбережения и повышении энергетической эффективности. С докладами выступили министр энергетики РФ Александр Новак, министр экономического развития РФ Максим Орешкин и губернатор Тюменской области Владимир Якушев.

Из вступительного слова председателя Правительства Дмитрия Медведева:

- Несмотря на то, что наша страна занимает лидирующие позиции по производству угля, нефти, газа, по выработке электроэнергии, нам нужно много работать для того, чтобы свести к минимуму потери по дороге от производства к потребителю. Это сложная и важная деятельность. По показателям энергоэффективности мы уступаем значительной части наших зарубежных коллег, особенно по показателям энергоёмкости валового внутреннего продукта.

Потенциал для энергосбережения очень значительный. Он есть практически во всех секторах. В первую очередь, конечно, в самом ТЭК, но не только. Бюджетные организации, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортные предприятия, промышленные предприятия в целом нельзя назвать эффективными потребителями энергии и тепла. Хотя на примерах отдельных предприятий мы видим, что такие результаты могут быть достигнуты в короткие сроки.

По оценке Минэнерго, энергозатраты на освещение и отопление в одном только бюджетном секторе можно снизить почти на треть. И только на освещении каждый год экономить десятки миллиардов рублей. Если говорить в целом, бюджетная сфера может быть лидером в плане энергоэффективности. А сейчас все эти неэффективные расходы, естественно, висят на бюджете, создают дополнительную нагрузку на бизнес, а в конечном счёте возникают в платёжках за жилищно-коммунальное хозяйство, за электричество, и наши граждане и успешные предприятия вынуждены оплачивать чью-то бесхозяйственность из собственного кармана.

За последний год были приняты дополнительные решения в этой сфере. Есть и определённые результаты, хотя не всё, что планировали, удалось сделать. Сегодня министры энергетики и экономического развития об этом подробнее доложат. И мы обсудим, какие дополнительные шаги нужно сделать, на что обратить внимание.

Во-первых, скорректировать систему государственного управления в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, настроить механизмы господдержки, стимулирования частного бизнеса. Минэкономразвития должно подготовить детальный план действий и представить в Правительство.

Второе. Нужно создать больший эффект в рамках региональных и муниципальных программ энергоэффективности. Они, конечно, требуют денег, но это затраты, которые в конечном счёте вернутся существенной экономией. Поэтому нужно поработать тем же самым ведомствам с регионами и привлечь инвестиции в энергоэффективность.

Третье. Нужно поддержать российских производителей энергоэффективного оборудования, современных приборов учёта, энергосберегающих материалов, а для этого обновить номенклатуру товаров, которые закупаются для государственных и муниципальных нужд, установить для них жёсткие требования по энергоэффективности.

И наконец, последнее, но от этого не менее важное. Более разумно нужно относиться в целом к тому, каким образом используются энергоресурсы, в том числе и самим гражданам. Сегодня много технологий и оборудования, которые помогают сберегать энергию. Надо, чтобы об этих технологиях знали как можно больше, чтобы понимали, что это не отвлечённые разговоры о снижении энергоёмкости, а в конечном счёте уменьшение расходов на коммуналку, платы за электричество. И на это нужно обратить особое внимание.

Из доклада министра энергетики Александра Новака: 

- Развитие энергоэффективности и энергосбережения, безусловно, является важным условием развития всей российской экономики и конкурентоспособности в современном мире. Принято считать, что повышение энергоэффективности – это пятый вид топлива.

Указом Президента в 2008 году была поставлена цель снизить к 2020 году энергоёмкость валового внутреннего продукта на 40% от уровня 2007 года. Несмотря на то что темпы снижения энергоёмкости в последние годы у нас достаточно высокие, на уровне среднемировых (в этом году мы ожидаем 1,7% снижения), в целом за этот период (с 2008 года) у нас общее снижение составит всего 13%. Это ниже запланированных цифр. На это есть объективные причины, в том числе более низкие темпы роста ВВП за этот период, структурные изменения экономики, которые планировались, но ещё не достигли целей.

В целом можно сказать, что начало системной работы было положено этим указом. Был принят федеральный закон в 2009 году об энергосбережении и повышении энергоэффективности. За это время 78 региональных законов было принято субъектами Российской Федерации об энергоснабжении и создано 55 региональных центров энергоснабжения.

За прошедший период также была создана нормативно-правовая база, инфраструктура в области энергоэффективности, которая соответствует мировой практике. Она достаточно эффективно работает в последние годы. Об этом свидетельствует рейтинг государственного регулирования в области энергоэффективности Всемирного банка, в котором наша страна заняла 17-е место, вошла в группу лидеров.

Потенциалом повышения энергоэффективности обладают фактически все сектора российской экономики, особенно ЖКХ, бюджетный сектор, транспорт, промышленность, топливно-энергетический комплекс и многие другие.

Сегодня государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения реализуется по четырём направлениям.

Первое – формирование системы государственного управления энергосбережением, внедрение системы энергоменеджмента на уровне государства, которая, согласно международному опыту, позволяет дополнительно повысить энергоэффективность до 5%. Важнейшие элементы здесь: отраслевая ответственность, ключевые показатели энергоэффективности.

Вами, Дмитрий Анатольевич, давалось соответствующее поручение федеральным органам исполнительной власти о включении показателей и индикаторов в госпрограммы. Сейчас они уже присутствуют в большинстве государственных программ, хотя не все ещё до конца приняли.

Что касается топливно-энергетического комплекса, у нас включено семь отраслевых показателей энергоэффективности. Например, такие как удельный расход условного топлива на производство электрической энергии (за пять лет мы достигли снижения показателя на 9%); удельный расход электроэнергии на транспортировку нефти, на транспортировку газа; полезное использование попутного нефтяного газа. Здесь у нас есть положительная динамика.

Аналогичная работа ведётся и в других отраслях и крупнейших компаниях. Так, примерно две трети наших крупнейших компаний уже внедрили энергоменеджмент. Государственные и регулируемые компании в обязательном порядке реализуют специальные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в соответствии с федеральным законом. Данные программы регулярно рассматриваются на советах директоров. Мы видим эффект от реализации программ в виде экономии электрической энергии, тепла, внедрения современных технологий.

Дополнительно с международным опытом в области развития энергоменеджмента мы предлагаем также рассмотреть вопрос о директивном включении информации о достижении показателей энергоэффективности в публичную корпоративную отчётность крупнейших государственных компаний.

Также в целях повышения энергоэффективности и совершенствования работы в этом направлении две недели назад Правительством был поддержан и внесён в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий переход на отраслевой принцип формирования требований к программам энергоэффективности. То есть каждое отраслевое ведомство будет формировать свои требования к программам энергосбережения государственных компаний в своей отрасли.

Также нами ведётся работа по включению показателей в государственные программы регионов. На сегодняшний день 63% региональных отраслевых государственных программ включают в себя показатели энергоэффективности. Этому предшествовала работа по обучению 34 тысяч государственных и муниципальных служащих.

Важным элементом системы управления является подготовка на федеральном уровне ежегодного государственного доклада, подкреплённого публичными рейтингами энергоэффективности предприятий и регионов. Это нам позволяет собирать лучшие практики, проводить бенчмаркинг.

В частности, можно отметить работу ряда регионов по внедрению светодиодов в бюджетном секторе. Например, во Владимире за три года заменили 44% уличного освещения на светодиодное, обеспечена экономия более 30% электропотребления. В Москве удалось увеличить освещённость города на 40% без увеличения потребления энергии. В Казани в результате реализации проекта модернизации отопления по итогам установки 1400 индивидуальных тепловых пунктов с автоматическим регулированием суммарное снижение платежей населения за отопление составило 400 млн рублей в год, или 290 тыс. рублей на один подъезд.

В 60 регионах ведётся работа по подготовке стандартов открытости органов власти в рамках Открытого правительства, которая включает в себя также энергосбережение.

Кроме этого создана информационная система мониторинга бюджетного сектора, которая позволяет ставить задачи по увеличению количества зданий, достигших определённого класса энергоэффективности, в ходе капитального ремонта, адресно выявлять потенциал экономии. Такую практику планирования и контроля внедрили в Московской области. В целом в системе уже содержатся актуальные данные 80% общего количества государственных и муниципальных учреждений в стране.

Наша цель – сделать ежегодное предоставление информации в эту систему обязательным. Соответствующий законопроект внесён в Государственную Думу и проходит сейчас второе чтение.

Второе направление госполитики – внедрение технологического и экологического регулирования в вопросах энергосбережения. К этому направлению относится внедрение наилучших доступных технологий, энергоэффективных стандартов строительства, требований к оборудованию. Например, в ТЭК Минэнерго готовит сегодня проекты шести справочников НДТ, и две недели назад утверждён уже справочник НДТ по энергоэффективности.

Важным направлением здесь являются инновационные технологии, которые могут стать новым отраслевым стандартом. Например, цифровые подстанции, «умные» электрические сети. У нас есть положительные примеры. Например, в Калининградской области, где внедряются эти технологии, это позволило сократить потери энергии на 45%.

Также один из примеров техрегулирования – это применение светодиодов в сфере освещения. С этого года действует запрет на закупку неэнергоэффективных источников света для государственных и муниципальных учреждений. Введена обязанность регулируемых организаций довести долю светодиодного освещения до 75% к 2020 году. Утверждён свод правил, который делает обязательным использование светодиодных источников света при проектировании уличного освещения.

За последние несколько лет в бюджетном секторе доля светодиодов выросла фактически с нуля до 6 млн, и экономия в год составляет уже более 3 млрд. В целом, если говорить о размере и потенциале экономии, она может составить до 200 млрд рублей в год, поскольку у нас на освещение потребляется примерно 12% всего потребления электроэнергии. И около 40% от этого потребления может быть сэкономлено.

В международной практике сегодня часто вводят различные меры для вытеснения ламп накаливания. В настоящее время более 100 стран уже реализуют меры по запрету ламп накаливания. Мы считаем, что мы могли бы подумать о снижении разрешённого порога для ламп накаливания со 100 до 75 или 50 Вт в перспективе двух-трёх ближайших лет. При этом, конечно, обязательным условием должно быть введение сертификации и минимального гарантийного срока на товар. В целом наша промышленность готова заменить современными энергоэффективными лампами любое количество ламп, которые сегодня в продаже.

Третье направление политики – это формирование экономических стимулов для проектов в сфере энергоэффективности и обеспечение их финансирования. В международной практике здесь наиболее значимыми факторами являются цены на энергоресурсы, акцизы, инвестиционные надбавки, плата за выбросы. С учётом социально-экономических возможностей такая работа проводится и у нас. Например, штрафы по попутному нефтяному газу, новая модель рынка тепла, стимулирование вывода неэффективной генерации и её модернизация. У нас такие предложения есть и по новым проектам по модернизации.

С 2016 года разработан совместно с Министерством промышленности и торговли механизм налоговых льгот для энергоэффективного оборудования. Такой перечень утверждён постановлением Правительства и позволяет пользоваться льготами по налогу на имущество и ускоренной амортизации. Это и есть экономический стимул и экономическая окупаемость, которая может быть драйвером инвестиций.

Хотел бы сказать о положительном опыте выделения субсидий, которые распределялись с 2011 по 2014 год (в размере 5 млрд) и позволяли софинансировать проекты в субъектах Российской Федерации и привлекать как внебюджетные средства, так и средства субъектов. На каждый рубль можно было от 10 до 20 рублей привлечь дополнительных инвестиций. Мы с Минэкономразвития предложили бы рассмотреть вопрос о возврате к такой системе стимулирования.

Четвёртое направление – популяризация энергосбережения. Мы горячо поддерживаем и предлагаем, чтобы наши регионы активно включились в эту работу.

В заключение хотел бы отметить, что за последние несколько лет была сделана большая работа и шаг вперёд. Тем не менее у нас, безусловно, есть значительный потенциал, предстоит многое сделать. Энергоэффективность и энергосбережение являются межотраслевой задачей, затрагивают все сферы деятельности.

Мы в целях усиления работы и повышения эффективности в этой области договорились с Минэкономразвития разработать и утвердить комплексный план по повышению эффективности экономии, затрагивающий все секторы экономики. Сейчас проект плана разработан и проходит процедуры согласования.

Кроме этого мы договорились, что учитывая, что государственная политика носит межотраслевой характер, показатель энергоэффективности и энергоёмкости экономики будет включён в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика», а также продолжить работу по включению во все государственные программы наших федеральных отраслевых министерств и закрепить за Министерством экономического развития подготовку ежегодного доклада о состоянии энергосбережения.

С полным текстом стенограммы заседания с докладами министра экономического развития РФ Максима Орешкина и губернатора Тюменской области Владимира Якушева можно ознакомиться на сайте источника: Правительство Российской Федерации.

Возврат к списку